Как я сдавала TOEFL (размышления и рекомендации)

Сегодня я сдавала TOEFL. Чему очень рада, ибо могу наконец сравнивать впечатления с IELTS, который я сдавала четыре года назад. Когда я давным-давно готовилась к IELTS, мы, помнится, любили поспекулировать на тему какой экзамен сложнее. Преподаватель говорила тогда, что IELTS конечно сложнее, чем TOEFL, а потому сдавать его почетней и ответственней. Может, просто пыталась нас замотивировать на усиленные занятия. Теперь я со знанием дела могу ответить на тот давнишний вопрос. И ответ будет следующий: «А черт его знает!». Дальше я размещаю отчет по экзамену и мои рекомендации.
UPD наконец получила результаты (две недели прошло) — 111 из 120, чтение 29, аудирование 28, письмо 28 (все — из 30 возможных), а говорение 26.

Результаты сегодняшнего экзамена я узнаю только через пару недель, поэтому могу отчитаться лишь о впечатлениях.
Сперва про чтение. Сложность каждого из трех текстов была примерно одинаковой и в IELTS, и в TOEFL, может, в IELTS сами тексты были чуть подлиннее. А вот отвечать на вопросы мне было сложнее в IELTS, поскольку типы вопросов были гораздо разнообразнее (множественный выбор, «true, false, not given», вписать слово, выбрать заголовки к каждому абзацу и пр.). В TOEFL практически все вопросы были на множественный выбор и только по два задания в каждом тексте отличались – вставить предложение в нужное место (на выбор четыре позиции) и из шести абзацев выбрать три, передающие основные идеи текста.
Слушать мне тоже было сложнее в IELTS чисто из-за технических моментов – в классе стоял магнитофон и на дальних партах было очень неважно слышно, да еще мешали шорохи и вздохи соседей. Но с другой стороны, поскольку тест был бумажный, перед прослушиванием отрывка всегда оставалось сколько-то секунд, чтобы пробежать глазами вопросы и понять, какую информацию выискивать. В TOEFL (а это был ibt — Internet based, я сидела перед компьютером, с гарнитурой (наушники+микрофон) на голове) записи на аудирование были довольно длинными и у меня несколько раз мозг на секунду-другую переключался на что-то внешнее (из-за чего я прослушала два вопроса к текстам, отвечала наугад)). Но вообще, мне было проще отвечать на вопросы с множественным выбором в TOEFL, чем на хитрые задания в IELTS (где нужно иногда услышать и вписать слово, записать надиктованное по буквам имя или номер телефона и т.д.).
Говорение однозначно легче в IELTS. Потому что свободнее – приходишь, садишься, несколько минут болтаешь с экзаменатором о себе, потом получаешь карточку, минуты полторы готовишься, две минуты говоришь монологом, отвечаешь на вопросы – и свободен. В TOEFL шесть заданий и каждое построено по такому типу: дается кусок текста, который нужно прочитать, потом звучит диалог или кусок лекции, потом на экране появляется (или просто звучит) вопрос по двум этим отрывкам (типа «Расскажите, о чем говорилось в текстовом отрывке и какого мнения по этому поводу придерживаются говорящие»), звучит «бип», означающий, что у вас есть 15-20 секунд, чтобы приготовиться, а потом второй «бип», после которого начинается запись от микрофона. Нужно выдать два монолога по 45 секунд и четыре по 1 минуте. Я все-таки произошла от обезьяны (наверное, от бандерлога), потому что плохо держу длительную концентрацию – когда доходило до записи, я все время отвлекалась на внешние звуки (в там полная комната других сдающих, которые бубнят в свои собственные микрофоны реплики по тем же темам – ну как тут не начать слушать?), поэтому болтала сумбурно, но зато укладывалась в отведенное время. Вот девочка сбоку от меня пару раз не успевала завершить предложение до окончания времени, и видно было, как ее это расстраивало и сбивало.
И наконец письмо. И в академическом IELTS, и в TOEFL нужно выдать по два эссе. В IELTS на оба дается час, в первом нужно написать не менее 120 слов (обычно это описание графика или диаграммы), во втором не менее 250, и рекомендуется делить время примерно 20:40 минут. В TOEFL время дается раздельно. Сперва за 20 минут нужно написать на 150-225 слов эссе по мотивам текста и отрывка лекции, а потом за полчаса эссе не менее чем на 300 слов на какую-то общую тему (темы вторых эссе очень схожи в этих двух экзаменах). С первым эссе, на мой взгляд, проще справиться в TOEFL – у вас перед глазами есть текст статьи (в котором можно смотреть правописание ключевых слов), в куске лекции вам выдадут всю нужную информацию, так что написать какие-то 150-200 слов на всем готовеньком раз плюнуть (у меня осталось еще 7 минут – после написания и тройного перечитывания, в эти 7 минут я любовалась соседями и рисовала карандашом цветочки на выданных под заметки листах бумаги). Зато второе эссе далось мне сложнее – все-таки 250 слов за 40 минут (в IELTS) и 300+ слов за 30 минут (в TOEFL) – неодинаковые условия. Это было последнее задание и я уже так устала, что записывала первые пришедшие в голову идеи самыми простыми фразами, следя за тем, чтобы не пропустить опечатки и набрать нужное количество слов.
В целом, экзамен проходил в темпе, наблюдатели не мешали, другие кандидаты улыбались, когда мы разговаривали до и после экзамена, в общем, я получила удовольствие.

Теперь про рекомендации:
1. TOEFL организован так, что новые задания сперва «обкатывают» на уже готовенькой аудитории – на нас, ведь уровень сложности заданий должен быть примерно одинаковым от теста к тесту. Это называется «стандартизировать задания». Так вот, я знала, что в части аудирования мне могут дать вместо двух диалогов и трех лекций — три диалога и четыре лекции, по одному из заданий будут «пробными», обкатываемыми на нас для будущих поколений сдающих и результаты за них не будут включаться в общий балл. Причем мы не знаем заранее, какие задания нам засчитают, а какие дали в исследовательских целях. Нужно все стараться выполнить наилучшим образом. Но я совершенно не была готова к тому, что такая же фигня может случиться и с чтением. И вот представьте – сижу я такая вся уверенная, что мне предстоит прочитать один текст за 20 минут, а потом еще два за 40. Прочитываю первый текст, второй, третий, у меня еще минут пять остается лишних, в которые я не спеша копаюсь в ответах и горжусь своей скоростью и точностью, словом, расслабляюсь… И тут появляется окно, в котором сообщается, что мне предстоит еще 40 минут читать два текста и делать задания к ним. Сперва я офигела от такой наглости и начала звать экзаменатора, чтобы указать, что в системе ошибка и мне пора бы уже дать аудирование (у меня крутая мания величия, да?), потом, не дозвавшись, бросилась читать текст, а время тикает, слегка запаниковала, потеряла концентрацию (особенно мешали мне горькие мысли: как же так, все так отлично начиналось, а они…). В общем, ребята, не расслабляйтесь раньше времени.
2. Перед тестом надо походить по гостям и поработать с чужими клавиатурами. Казалось бы мелочь, но на письменном задании стандартная черная «клава» центра тестирования меня здорово сбивала – оказывается, я очень привыкла к мягким серебристым кнопочкам своей «Тошибы». В итоге ляпала опечатки (недожимала клавиши) и долго их потом выправляла.

This entry was posted in Языковые экзамены. Bookmark the permalink.

3 Responses to Как я сдавала TOEFL (размышления и рекомендации)

  1. Tatiana says:

    Спасибо за рассказанный опыт. Очень полезно, завтра сдаю TOEFL, но всегда готовилась и сдавала IELTS. Даже не знала, что найду такие рекомендации на базе сравнения. Спасибо!

  2. admin says:

    Пожалуйста! Удачи на экзамене!

  3. Dilqam says:

    Спасибо, за подробное и сравнительное описание

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>