Тренинг “Карта грамматики”

Хочу рассказать про тренинг, который я придумывала и обкатывала последние три месяца. В мае ехала я на группу и вспомнила, как в детстве мы с отцом рисовали карты всяких волшебных земель. На них водились украденные из авторских сказок или сочиненные на ходу объекты – Сахарный город, Последний Домашний Приют, Поляна железных грибов, Потухший карамельный вулкан, Сухарные горы (в детстве у меня была аллергия решительно на все, отсюда и гастрономический уклон топонимики).
Ехала я и думала, что было бы забавно нарисовать волшебную карту только про английскую грамматику. А когда доехала, выяснилось, что из всей группы на занятие пришла только одна студентка. Тогда я ободрала с флип-чарта большущий лист бумаги, достала маркер и объявила, что будем рисовать карту.
Идею мне подсказал Шерлок Холмс. Помните, он однажды объяснял Ватсону, что голова у того похожа на захламленный чердак: из-за старой рухляди некуда положить что-то стоящее. Ведь многие люди изучают иностранный язык именно так – много раз начинают, проходят несколько времен, бросают, через какое-то время начинают снова и заново проходят эти несчастные несколько времен. В общем, одну и ту же информацию как бы записывают на один и тот же диск в файлах с разными названиями – вот и систематизируй это потом. Когда ко мне приходят новые ученики, я делаю то же самое – начинаю закачивать в их мозг новые файлы с моим «форматом». А может, не надо новых файлов? Может, лучше в старых разобраться?
Поэтому я дала студентке маркер и попросила вспомнить любую грамматическую конструкцию или правило, пришедшие в голову. Она вспомнила. А пример? Она привела (с ошибкой). Ошибку исправили. А как вопрос сделать? А зачем это время нужно? А вот, к примеру, как сказать …? Ага, теперь записываем название этого правила в любом месте «карты». А что еще помните? А пример? И так далее. Разделы грамматики лаконично записывались в произвольном порядке.
Если начиналась «путаница в показаниях», мы рисовали «остров» — терра инкогнито. В итоге за полтора часа перед нами легла настоящая карта – со всеми связями, белыми пятнами, «вершинами» (то есть хорошим знанием).
И так мне понравилась идея, что на другой день я запаслась ватманом, набором цветных фломастеров и поехала по знакомым проверять теорию на практике и отрабатывать тренинг. Обратную связь собирала, учитывала и шла дальше. Потом нашла добровольцев, которые сделали все то же самое на расстоянии – по «скайпу». Попросила своего преподавателя немецкого устроить мне такой же тренинг для немецкой грамматики (когда мы закончили, она с удивлением посмотрела на изрисованный мною лист ватмана и сказала – ух ты, оказывается вся немецкая грамматика умещается на одном листе А0!). Тут роль преподавателя в чем – следить, направлять, задавать уточняющие вопросы, замечать привычные ошибки и непонимание. Ни в коем случае не давать новый материал – только вытаскивать старый и кое-где уточнять. Иногда человеку не хватает всего одной маленькой идеи, детальки паззла, чтобы понять определенное время или конструкцию. Тогда ее нужно дать сразу, чтобы картина «сложилась». Но ничего нового «на чердак» добавлять нельзя – задача разгрузить его!
В общем, такова история тренинга. Его результаты – усиливается мотивация, повышается уверенность в освоенном материале, формулируются четкие цели по дальнейшему изучению грамматики (те самые «белые острова») и получается наглядная схема того, что уже имеется в голове.
Для кого такой тренинг будет полезным: для людей давно и самостоятельно изучающих английский. Для тех, кто учил много грамматики, часто ее применяет, но не слишком уверенно себя в ней чувствует. Вообще, я считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы учить языки бесплатно – самостоятельно. Этот тренинг – возможность за один раз систематизировать давно накапливаемые знания.
Для кого он будет бесполезен – для тех, кто очень прочно все забыл или никогда не учил. Кто пока еще знает мало. В общем, вы уже поняли, наверное, что я предлагаю этот тренинг тем, кто прилежно учит язык самостоятельно, не готов по каким-то (скажем, финансовым или временным) причинам регулярно заниматься с преподавателем, но нуждается в помощи для систематизации знаний. Стоимость такая же как и занятия по «скайпу» (800 рублей).

This entry was posted in Грамматика английского, Преподавательское. Bookmark the permalink.

One Response to Тренинг “Карта грамматики”

  1. Соня says:

    Хочу поделиться опытом). Как человек, который периодически учит английский язык, я знаю вроде бы много, но использую откровенно мало))). 2-3 конструкции в устной речи, пара клише в деловой переписке… и все))) Поэтому, честно говоря, немного сомневалась, что тренинг “Карта грамматики” может что-то дать. Ведь ничего нового мы учить не будем!!! Как я поняла в процессе тренинга, в этом и фишка. В том, чтобы понять, что ты знаешь, что не знаешь, что в активном запасе, а что в пассивном и как его в активный перевести….Что дало? Понимание слабых мест, видение языка как системы, видение своих знаний как системы, перспективу (вот это я знаю, но не использую, вот это я знаю и использую, а это не знаю и не использую). Еще добавило смелости: начала говорить и писать давно знакомыми конструкциями, которые по каким-то (неведомым мне причинам) употреблять ранее не решалась. И мотивации: вижу, что меняется в изучении языка, есть желание повторить тренинг для того, чтобы проверить себя через три-пять месяцев. В общем, проверка Знаний- тренировка Умений- обретение Навыков на практике)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>